В настоящее время в Республике Беларусь успешно реализуется вариативный подход к образованию и социализации лиц с особенностями психофизического развития. Это создает предпосылки для достижения такой цели устойчивого развития, содержащейся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».
В Республике Беларусь реализуется социально ориентированная государственная политика в сфере образования, которая основывается на приоритетах общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 57, статья 262) и государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы в стране расширяются образовательные возможности для лиц с особенностями психофизического развития.
Возможность получения специального образования обеспечивается всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Специальное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, что не только повышает качество их жизни, но и содействует достижению социальной справедливости и социальной стабильности в обществе.
Однако вопрос социализации и реабилитации детей с нарушением слуха остается актуальным из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе. Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития, как показывает мировой опыт, является общечеловеческой.
По отношению к детям-инвалидам по слуху тема социализации является особо актуальной, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слуха напрямую ведет к разным видам депривации: речевой (речь самостоятельно не возникает или изначально страдает фонетическими и лексико-грамматическими дефектами), коммуникативной, информационно-культурной, эмоциональной и, самое главное, – социальной. Неслышащий ребенок из-за указанных депривационных условий развития выпадает из культуры общества. Вернуть неслышащего в общую культуру – важнейшая задача практической сурдопедагогики.
Адаптация и интеграция в общество детей с нарушением слуха выступают основной целью их обучения и воспитания. Трудности, которые они испытывают в развитии коммуникативных навыков, формировании эмоционально-волевой сферы, влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие. Особое значение проблема социализации приобретает для детей с нарушением слуха, обучающихся в учреждениях специального образования, в силу ограниченности социальных контактов обучающихся. С целью эффективного включения в социум детей с нарушением слуха необходимо создавать специальные условия для постепенного овладения ими общественно значимым опытом поведения, нормами культуры, общения с окружающими людьми, формирования коммуникативных навыков. Для развития обучающихся как полноценных личностей необходим процесс гуманизации среды, предусматривающий как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех членов общества, создание социальных отношений. Одним из наиболее эффективных способов передачи социального опыта, формирования коммуникативной культуры является взаимодействие согласно принципу «равный обучает равного», который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных».
В решении проблемы повышения эффективности социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха существенную роль может сыграть такая форма работы с ними, как психологический интегративный театр, который выступит в качестве средства коррекции социального и эмоционального интеллекта, личностных особенностей, формирования коммуникативной культуры обучающихся с нарушением слуха.
Предполагаем, что психологический интегративный театр станет одним из эффективных способов социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых.