Инновационная деятельность

Социализация и реабилитация обучающихся с нарушением слуха средствами  психологического интегративного театра

Инновационная деятельность педагога  в  современном образовании - важнейшая составляющая образовательного процесса. 

В настоящее время инновации в образовательном процессе имеют большое значение, так как они в первую очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

На данном информационном ресурсе Вашему вниманию предлагаются материалы, полученные в ходе работы над инновационным проектом «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра».

Временные рамки реализации проекта: 2022 – 2026 гг.

Научное сопровождение проекта (консультант проекта): Шатюк Татьяна Георгиевна, учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Участники: педагоги, учащиеся.

В предлагаемых материалах инновационной модели освещены основные вопросы, отражающие актуальность социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра. 

 

Актуальность инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра»

В настоящее время в Республике Беларусь успешно реализуется вариативный подход к образованию и социализации лиц с особенностями психофизического развития. Это создает предпосылки для достижения такой цели устойчивого развития, содержащейся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

В Республике Беларусь реализуется социально ориентированная государственная политика в сфере образования, которая основывается на приоритетах общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 57, статья 262) и государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы в стране расширяются образовательные возможности для лиц с особенностями психофизического развития.

Возможность получения специального образования обеспечивается всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Специальное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, что не только повышает качество их жизни, но и содействует достижению социальной справедливости и социальной стабильности в обществе.

Однако вопрос социализации и реабилитации детей с нарушением слуха остается актуальным из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе. Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития, как показывает мировой опыт, является общечеловеческой.

По отношению к детям-инвалидам по слуху тема социализации является особо актуальной, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слуха напрямую ведет к разным видам депривации: речевой (речь самостоятельно не возникает или изначально страдает фонетическими и лексико-грамматическими дефектами), коммуникативной, информационно-культурной, эмоциональной и, самое главное, – социальной. Неслышащий ребенок из-за указанных депривационных условий развития выпадает из культуры общества. Вернуть неслышащего в общую культуру – важнейшая задача практической сурдопедагогики.

Адаптация и интеграция в общество детей с нарушением слуха выступают основной целью их обучения и воспитания. Трудности, которые они испытывают в развитии коммуникативных навыков, формировании эмоционально-волевой сферы, влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие. Особое значение проблема социализации приобретает для детей с нарушением слуха, обучающихся в учреждениях специального образования, в силу ограниченности социальных контактов обучающихся. С целью эффективного включения в социум детей с нарушением слуха необходимо создавать специальные условия для постепенного овладения ими общественно значимым опытом поведения, нормами культуры, общения с окружающими людьми, формирования коммуникативных навыков. Для развития обучающихся как полноценных личностей необходим процесс гуманизации среды, предусматривающий как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех членов общества, создание социальных отношений. Одним из наиболее эффективных способов передачи социального опыта, формирования коммуникативной культуры является взаимодействие согласно принципу «равный обучает равного», который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных».

В решении проблемы повышения эффективности социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха существенную роль может сыграть такая форма работы с ними, как психологический интегративный театр, который выступит в качестве средства коррекции социального и эмоционального интеллекта, личностных особенностей, формирования коммуникативной культуры обучающихся с нарушением слуха.

Предполагаем, что психологический интегративный театр станет одним из эффективных способов социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых.

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Суть инновационного проекта заключается в создании дополнительной формы коррекционной работы средствами психологического интегративного театра как новой модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха. Это позволит корректировать их социальный и эмоциональный интеллект, особенности развития личности, препятствующих успешному включению в социум.

Идея реализации данного проекта возникла из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе, поэтому положительные результаты реализации данного проекта имеют для общества может быть гораздо большее значение, чем для самих детей-инвалидов. Миссия детей-инвалидов на Земле – сделать этот мир добрее, и реализацией данного проекта автор вносит свой скромный вклад в великое дело гуманизации общества. Суть данного проекта состоит в подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством детей с нарушением слуха через участие театра «Тишина» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера. В результате реализации данного проекта дети-инвалиды не должны вырасти «социальными инвалидами», а общество должно быть готовым принять их.

Инновационный проект ориентирован на создание психологического интегративного театра, в ходе деятельности которого дети с нарушением слуха улучшат навыки социального взаимодействия, научатся выражать свои эмоции более конструктивными способами через средства искусства. В ходе реализации проекта прогнозируется коррекция самооценки, образа «Я» обучающихся, формирование навыков рефлексии и эмпатии, навыков понимания и выражения эмоций и повышение эффективности их взаимодействия с нормотипичными сверстниками и взрослыми.

При этом в ходе реализации модели педагоги повысят уровень интеграции собственных психолого-педагогических и дефектологических знаний в единый комплекс, что будет способствовать повышению эффективности работы по социализации и реабилитации обучающихся.

У родителей учащихся с нарушением слуха, в свою очередь, снизится уровень психической травмированности в силу осознания ими новых возможностей своих детей, способствующих более продуктивной интеграции в социум в соответствии с их потенциалом. Законные представители получат неоценимый опыт преодоления восприятия себя как родителя «особого ребенка».

Целевая аудитория:

Предложенные материалы будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха.

Информационная характеристика проекта

«Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами  психологического интегративного театра»

Научное сопровождение проекта (консультант проекта):

Шатюк Татьяна Георгиевна, учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Учреждение образования, которое представляет инновационный проект:

государственное учреждение образования «Гродненская специальная школа-интернат №2».

Адрес, телефон  учреждения образования:

230009, г.Гродно,  ул. Сухомбаева, 9

8 (0152) 44 36 74

8 (0152) 44 36 73 (факс)

е-mail: sosh_gl@mail.grodno.by

Руководитель Государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» Солтан Татьяна Валентиновна.

Разработчик проекта:

Примачек Ирина Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2».

Временные рамки реализации проекта: 2022 – 2026 гг.

Цель: создание условий для успешной социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра,  основываясь на взаимодействии школы-интерната, учреждений образования и структур социума.

 Задачи:

  1. Разработать в учреждении образования систему управления инновационной деятельностью, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта по внедрению модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
  2. Организовать систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах проекта.
  3. Организовать работу психологического интегративного театра, способствующую созданию благоприятных условий для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся с нарушением слуха, их социализации и интеграции в общество.
  4. Разработать образовательную программу объединения по интересам «Психологический интегративный театр».
  5. Оценить результативность внедрения модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
  6. Разработать методические рекомендации для педагогов учреждений образования по организации работы психологического интегративного театра как средства социализации и реабилитации обучающихся.
  7. Обобщить, систематизировать и транслировать опыт работы педагогов школы-интерната по внедрению модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра в образовательную практику педагогов специальных школ, школ-интернатов, общеобразовательных школ, реализующих интегрированный и инклюзивный подход в обучении. 
Список литературы
  1. Аверьянов, А. И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / А. И. Аверьянов, Моск. гос. ун-т культуры. – Москва, 1994. – 162 с.
  2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И.Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к изменениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. – М., 2009. – С. 31-40.
  3. Андрейкин, А. А. Роль совместного коллектива для слышащих подростков и подростков с нарушениями слуха / А. А. Андрейкин // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства. – М., 2001. – С. 196-212.
  4. Ариарский, М.А. Досуговая деятельность как ресурс социально-культурной интеграции инвалидов / М. А. Ариарский, Л. Г. Брылева. – М., 1999.
  5. Афанасьева, Р. А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих и социально-адаптационных программ на основе оценки качества жизни / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 10. – С. 97–105.
  6. Афанасьева, Р. А. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: учеб. пособие/ Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпушенко; отв. ред. Р. А. Афанасьева. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. – 150 с.
  7. Базоев, В. А. Человек из мира тишины / В. З. Базоев, В. А. Паленный. – М.: Академкнига, 2002. – 814 с.
  8. Богданова, Т. Г. Проблемы социализации глухого подростка / Т. Г. Богданова, Н. О. Ярошевич // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. – С. 112.
  9. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие / Т. Г. Богданова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 203 с.
  10. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
  11. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети /Р. М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
  12. Буркова, Т. В. Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: учебно-методическое пособие / Т. В. Буркова, Л. П. Евсеенко, О. В. Мастерских и др. – Новосибирск: НГПУ, 2017. – 87 с.
  13. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. – М. : Лик Пресс, 1998. – 160 с.
  14. Венгер, А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А. А. Венгер. – М.: Просвещение. – 1972. – 168 с.
  15. Вотчал, Т. В. Психологический театр – исцеляющее творчество для детей с нарушением слуха / Т. В. Вотчал // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2017. – №3. – С. 41-43.
  16. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии: монография/ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  17. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л.С.Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 416 с.
  18. Выготский Л. С. Психология искусства. / Л. С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.
  19. Гришина, А. В. Форум-театр как технология формирования профессиональной компетенции у студентов-психологов / А. В. Гришина // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур: материалы I межведомственной научно-практической конференции, Севастополь, 22 ноября 2017 г. / Севастопольский экономико-гуманитарный институт; редкол. А.В. Гришиной, З.З. Екимовой. – Севастополь, 2017. – С. 151-160.
  20. Гура, Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования / Т. Е. Гура // Концепт, 2015. – №3– С. 151-155.
  21. Демидова, С. А. Развитие социальной активности подростков в школе / С. А. Демидова, И. Р. Сорокина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014 – С. 194–196.
  22. Димскис, Л. С. Возможности выпускников с нарушением слуха в получении профессионального образования / Л. С. Димскис // Спец. Адукацыя, 2009. – № 1. – С. 29–37.
  23. Добровольская, Т. А. Социально-психологические особенности взаимодействия инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская // Социологические исследования, 1993. – №1. – С.62-66.
  24. Долженкова, М. А. Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации /М. А. Долженкова, О. А. Дорожкина, Л. А. Романина, О. Г. Прохорова // Вестник ТГУ, 2018. – №7. – С.59-69.
  25. Дельаас, Г. В. Играя в театр, познаем мир / Г. В. Дельаас, И. Н. Фомина // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. –№ 3. – С.72-77.
  26. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
  27. Измайлова, Л. С. Социально-педагогическая реабилитация лиц с нарушением слуха: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Л. С. Измайлова; Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – 224 с.
  28. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питера, 2001. – 752 с.
  29. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
  30. Киселева, А. В. Театральная деятельность как средство социализации учащихся с нарушением слуха / А. В. Киселева, Н. Д. Клюско // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. – Чебоксары, 2017. – С. 64-67.
  31. Киселева, А. В. Эстетическое воспитание учащихся с нарушением слуха: ценностные основания, институциональные возможности, креативные методики / А. В. Киселева, Н. Д. Клюско // Методология и стратегии развития современного образования: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 85- летию Национального института образования, Минск, 11 декабря 2014 г. / НИО; редкол. : Л. А. Худенко [и др.]. – Ч. 3. – Минск: НИО, 2016. – С. 108–112.
  32. Колесник, И. П. Социализация личности глухого школьника: монография / И. П. Колесник. – М.: Мальва-ОСО, 1994. – 118 с.
  33. Кордуэлл, М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл пер. с анг. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.
  34. Корнеева, Е. Н. Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. Н. Корнеева; Моск. гос. пед. ун-т им. М.А. Шолохова. – Москва, 2005. – 240 с.
  35. Коханая, О. Е. Детский и молодёжный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества: монография / О. Е. Коханая. – М.: МГУКИ, 2008. –258 с.
  36. Коханая, О. Е. Театр для детей и молодёжи: традиции и современность: монография / О. Е. Коханая. – М.: МГУКИ, 2004. – 144 с.
  37. Кульбицкая, А. А. Особенности эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха / А. А. Кульбицкая. – Молодежный сборник научных статей «Научные стремления», 2016. – №20. – С. 135-139.
  38. Ланцова, Т. И. Возможности театральной педагогики в процессе развития творческих способностей педагога-психолога / Т. И. Ланцова. –Профессиональная ориентация, 2015. – №2. – С. 11-15.
  39. Лихошва, В. П. Особенности Я - концепции лиц подросткового и юношеского возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / В. П. Лихошва; Моск. гос. гум. ун-т имени М. А. Шолохова. – М., 2007. – 157 с.
  40. Люсин, Д. В. Социальный интеллект: Теория, изменения, исследование / Д.В. Люсин. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
  41. Нудельман, М. М. Представления глухих школьников об оценке их личности сверстниками / М. М. Нудельман // Дефектология. – 1983. – №6 – С.17.
  42. Олейникова, Л. Т. Социализация подростков с нарушениями слуха / Л. Т. Олейникова // Известия Волгоградского ГПУ, 2011. – №1. – С.75-77.
  43. Ормех, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Ормех. – М.: КСП+, 2003. – 246 с.
  44. Паленный, В. А. Особенности культурологической подготовки старшеклассников школ для лиц с нарушением слуха: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / В. А. Паленный; Нац. исс. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва, 2001. – 198 с.
  45. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников / О. Ю. Пискун // Сибирский педагогический журнал, 2007. – №15. – С. 188-200.
  46. Пискун, О. Ю. Эффективная практика духовно-нравственного развития – ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр» / О. Ю. Пискун, Л. П. Евсеенко, Т. В. Буркова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»,2017. – №3. – С. 95-104.
  47. Прокопик, Е. Н. Пути и средства приобщения детей с нарушением слуха к творческой деятельности / Е. Н. Прокопик // матерiали II Мiжнародноi науково-практичноi конференцii для студентiв та аспiрантiв, 2008. – №1. – С. 3-5.
  48. Романчик, Н. В. Психологический театр как средство развития личности / Н. В. Романчик // Материалы 13-й Международной научно-методической конференции, 2018. – С. 130-135.
  49. Романчик, Н. В. Психологический театр «Лютея»: научить внимательно жить. Принципы и формы организации деятельности психологического театра / Н. В. Романчик // Народная асвета. – Минск, 2016. – № 2. – С. 15–18.
  50. Романчик, Н. В. Театр – это человековедение. Любительский театр в образовательном пространстве / Н. В. Романчик // Народная асвета. – Минск, 2017. – № 7. – С. 37–40.
  51. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 416 с.
  52. Сальцева, C. B. Активизация социального воспитания школьников: учеб. Пособие / C. B. Сальцева. – Оренбург: Принт-Сервис, 2006. – 110 с.
  53. Свердлов, А. З. Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями слуха средствами досуговой театральной деятельности / А. З. Свердлов // Специальное образование, 2015. – №1. – С. 66-73.
  54. Собкин, В. С. Подросток с дефектом слуха: ценности, ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование / В. С. Собкин. – М.: ЦСО РАО, 1997. – 94 с.
  55. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: сб. науч. метод. материалов / под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В.Поликашевой. – М.:«Спутник», 2014. – 335с.
  56. Строганов, А.Е. Психотерапия на базе театральных систем / А.Е.Строганов. – СПб.: Наука и Техника, 2009. – 496 с.
  57. Чедия, К.О. Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра: автореф. дис. канд. психол. Наук; 19.00.05 / К. О. Чедия; Гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 1999. – 208 с.
  58. Чехович, Д. А. Использование психологического театра в практике работы учреждений дошкольного образования / Д. А. Чехович, Т. А. Исакова // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых, 2015.
  59. Чжен, И. Н. Подросток с нарушением слуха: образ «Я» и социальные взаимодействия / И. Н. Чжен // Вестник КРСУ, 2009. – Том 9. – № 12. – С.167-171.
  60. Чжен, И. Н. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с нарушениями слуха / И. Н. Чжен, Е. С. Турсунова // Вестник КРСУ, 2011. – Том 11. – № 8. – С. 156-165.
  61. Чиж, О. А. К вопросу о социальном интеллекте неслышащих юношеского возраста / О. А. Чиж // Вестник психофизиологии,2018. – №2. –С. 215-221.
  62. Чичкова, Т. И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т. И. Чичкова // Молодой учёный, 2016. – №26 (130). – С.705-708.
  63. Яргина, Ю. В. Социализация детей с нарушением слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения / Ю. В. Яргина // Вопросы теории и практики: Грамота, 2014. – № 6 (44) – C. 208-210.
  64. John D. Mayer Emotional development and emotional intelligence / John D. Mayer , Peter Salovey. – Publisher: Basic Books; 1997, – 288 р.
  65. Najib Ahmad Marzuki Emotional Intelligence and Psychological Well-Being among Hearing-Impaired: Does it Relates? / Najib Ahmad Marzuki, Azlizamani Zubir Salim, Ummi Habibah Abd Rani // MATEC Web of Conferences, 2018. – №5. – 317-323 р.