Положение о ресурсном центре

Положение  о ресурсном центре  системы образования Ленинского района  по теме «Комплексная помощь детям с нарушением слуха»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру ресурсного центра отдела образования, спорта и туризма (далее − РЦ).

1.2. РЦ – структурное подразделение государственного учреждения образования «Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха» обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования района.

1.3. Критериями, в соответствии с которыми в учреждении образования может создаваться РЦ, являются:

1.3.1. созданная система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха;

1.3.2. материально-техническая база, соответствующая направлению деятельности ресурсного центра;

1.3.3. наличие кадрового состава, готового к реализации функций деятельности РЦ.

1.4. В своей деятельности РЦ руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, управления образования Гродненского облисполкома и настоящим Положением.

1.5. РЦ учреждения образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г. Гродно (далее – отдел), отделом образования, спорта и туризма Гродненского городского исполнительного комитета, управлением образования областного исполнительного комитета, государственным учреждением образования «Гродненский областной институт развития образования», ГУ «Учебно-методический кабинет Ленинского района г. Гродно» (далее – УМК), с учреждениями образования, для которых является ресурсным центром, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования района.

1.6. Координацию деятельности РЦ осуществляют специалисты отдела, методисты УМК.

1.7. РЦ не является юридическим лицом.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЦ

2.1. Основной целью деятельности РЦ является распространение перспективного педагогического и управленческого опыта,  эффективного психолого-педагогического опыта по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушением слуха обеспечивающего решение приоритетных направлений развития системы образования района.

2.2. Задачами РЦ являются:

2.2.1. организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса (детей с нарушением слуха и их родителей, педагогов);

2.2.2. аккумуляция опыта работы, как учреждения образования, так и других научных, методических, общественных организаций, заинтересованных в обновлении содержания и форм образовательной практики в вопросах оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушением слуха;

2.2.3. организация и проведение семинаров, тренингов, мастер-классов по направлениям работы ресурсного центра;

2.2.4. осуществление информационно-аналитической деятельности;

формирование толерантного отношения общества к лицам с нарушением слуха.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЦ

3.1. Организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса:

3.1.1. выявление, апробация и внедрение эффективного педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха;

3.1.2. оказание методической помощи педагогам учреждений образования Ленинского района по организации коррекционно-педагогического сопровождения и интеграции детей с нарушением слуха.

3.1.3. формирование методического фонда, комплектование школьной библиотеки-медиатеки и фонда собственных информационных ресурсов на различных носителях, используя возможности образовательных ресурсов Интернета;

3.1.4. заключение договоров о сотрудничестве с различными организациями, учреждениями, предприятиями в целях повышения эффективности образовательной деятельности детей с нарушением слуха;

3.1.5. содействие рациональной организации адаптивной образовательной среды для детей с нарушением слуха;

3.1.6. оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением слуха;

3.1.7. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей с нарушениями слуха.

3.2. Консультативно-просветительская работа. В рамках консультативно-просветительской работы осуществляется:

3.2.1. консультирование родителей (законных представителей), воспитывающих детей с нарушением слуха, по вопросам, которые повышают их осведомленность об индивидуальных особенностях детей и возможностях оказания им комплексной помощи;

3.2.2. консультирование специалистов, работающих с детьми с нарушением слуха, по вопросам развития ребенка, содержания методов, приемов и средств его обучения, осуществления индивидуального подхода в различных условиях организации образовательного процесса и оказания ему необходимой коррекционно-педагогической помощи;

3.2.3. консультирование руководителей учреждений, обеспечивающих получение специального образования детям с нарушением слуха, по вопросам надлежащей организации образовательного процесса и обеспечения адекватных условий обучения, воспитания и развития детей данной категории;

3.2.4. работа по повышению информированности общественности по тематике центра через средства массовой информации, распространение информационных буклетов, участие в работе родительских клубов и другие формы информационного обслуживания общества.

3.3. Информационно-аналитическая работа. В рамках информационно-аналитической работы ресурсного центра осуществляется:

3.3.1. актуализация районного банка (Ленинский район г. Гродно) данных о детях с нарушением слуха в возрасте от 3-х до 18-ти лет;

3.3.2. создание и актуализация городского банка данных о детях раннего возраста с нарушением слуха;

3.3.3. сбор и систематизация данных о специалистах, прошедших обучение и курсовую подготовку по вопросам оказания комплексной помощи детям с нарушением слуха, о специалистах учреждений образования города, работающих с детьми с нарушением слуха;

3.3.4. анализ динамики развития детей с нарушением слуха и эффективности коррекционного воздействия в условиях специально организованного обучения и воспитания;

3.3.5. создание информационно-методического банка адаптированных психолого-педагогических технологий, направленных на осуществление коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха;

3.3.6. анкетирование родителей по изучению запроса на образовательные услуги;

3.3.7. анкетирование специалистов по изучению информационных и образовательных потребностей в работе с детьми с нарушением слуха.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЦ

4.1. РЦ открывается приказом начальника отдела по заключению Методического совета отдела на определенный срок.

4.2. Открытие РЦ на базе учреждения образования осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития регионального образования; кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций РЦ; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому РЦ.

4.3. Порядок создания РЦ:

  • учреждение образования до 10 мая подаёт заявку (приложение 1) в Методический совет отдела с просьбой об открытии РЦ с обоснованием возможностей его функционирования;
  • на основании представленной заявки оценивается целесообразность открытия РЦ;
  • при положительном решении учреждение образования включается в приказ отдела.

4.4. Создание на базе учреждения образования РЦ не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.

4.5. Управление РЦ осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

4.6. РЦ возглавляет руководитель, который назначается приказом начальника отдела.

4.7. Руководитель РЦ несет ответственность за деятельность РЦ и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4.8. РЦ самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность РЦ осуществляется в соответствии с Положением и планом работы РЦ, согласованным с отделом.

4.9. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций РЦ, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

4.10. Учреждение образования в целях организации осуществления им функций РЦ самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.

4.11. В учреждении образования, обладающим статусом районного РЦ, должна быть следующая документация:

Положение о РЦ;

план работы;

отчеты о проделанной работе;

приказы об открытии РЦ, об ответственных за работу РЦ.

4.12. Деятельность учреждения образования в части выполнения им функций РЦ может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве РЦ, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

4.13. При наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций РЦ учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц.

4.14. Руководитель учреждения образования, выполняющего функции районного РЦ, вправе вносить отделу предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.

4.15. По запросу отдела, УМК ресурсный центр предоставляет оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы образования района.

4.16. РЦ ежегодно отчитывается о проделанной работе перед отделом образования. Отчёты предоставляются в УМК до 01 июня.

4.17. Деятельность РЦ может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованностью педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.

4.18. Основанием для прекращения деятельности РЦ является приказ отдела.

  1. СТРУКТУРА РЦ, РУКОВОДСТВО

5.1. Структуру РЦ определяет учреждение образования самостоятельно.

5.2. При РЦ могут действовать методические формирования педагогических работников по тем направлениям, которые курирует РЦ, творческие коллективы по различным направлениям работы.

5.3. К работе РЦ может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлеченных внебюджетных средств.

  1. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РЦ

6.1. Направления работы РЦ определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Положение о РЦ разрабатывается на основе настоящего Положения, принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования.

7.2. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.